Итоговое сочинение/изложение

Особенности итогового сочинения (изложения)

  • Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательным привлечением примера(-ов) из литературного материала.

    Ниже представлена структура (названия разделов и подразделов) и комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения.

    Структура закрытого банка тем итогового сочинения

      Разделы и подразделы
    1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
    1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
    1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
    1.3. Познание человеком самого себя
    1.4. Свобода человека и ее ограничения
    2 Семья, общество, Отечество в жизни человека
    2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
    2.2. Человек и общество
    2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
    3 Природа и культура в жизни человека
    3.1. Природа и человек
    3.2. Наука и человек
    3.3. Искусство и человек
    3.4. Язык и языковая личность

    Комментарии к разделам закрытого банка тем

    итогового сочинения

    Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

    Темы раздела:

    — связаны с вопросами, которые человек задает себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;

    — нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;

    — касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;

    — позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах ее достижения, любви и дружбе;

    — побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

    Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

    Темы раздела:

    — связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;

    — нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;

    — касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;

    — позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс;

    — побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

    Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

    Темы раздела:

    — связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;

    — нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;

    — касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);

    — позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;

    — побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

    Каждый комплект включает шесть тем — по две темы из каждого раздела банка:

    Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

    Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».

    Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

    Комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и становятся общедоступными за 15 минут до начала итогового сочинения.

    При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:

    соответствовать разделам закрытого банка тем итогового сочинения;

    соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

    соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который участник будет опираться в своих рассуждениях);

    нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

    соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);

    быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.

    Темы позволяют участнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

    В качестве примера ниже приведен образец комплекта тем.

    Номер темы

    Тема

    111 Какую жизненную цель можно назвать благородной?
    201 Могут ли юношеские мечты повлиять на дальнейшую жизнь человека?
    304 Как становятся героями на войне?
    405 Чем важен для современного человека опыт предыдущих поколений?
    509 Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
    602 Реальное и виртуальное общение: в чем преимущества каждого из них?